Rubber-way.ru

Рубер Вэй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На дворе трава. А надо бы асфальт. Или бетон

На дворе трава. А надо бы асфальт. Или бетон?

Какое покрытие – асфальт или бетон – выбрать для устройства дорожки или площадки на участке возле частного дома? И есть ли выбор?

Укладка бетона

Бетон vs асфальт

В обиходе мы употребляем слова «бетонка» и асфальтовая дорога, подразумевая зачастую одно и то же. На самом деле верхние дорожные покрытия могут быть как из прочного бетона (в котором основным вяжущим компонентом является цемент), так и из асфальта (в его составе – битум).

На Западе автодороги, в основном, бетонные. В Америке таковых более 60 %, в Западной Европе – около 40 %. После укладки бетонную дорогу можно спокойно эксплуатировать лет 10 без дополнительного обслуживания. Да и после не должно возникать особых проблем. Средний срок жизни качественной бетонной дороги – полвека.

В России, как все знают, дороги, в основном, асфальтовые. Бетон (тощий, у него для этого подходящие характеристики) в дорожном строительстве используется в качестве нижнего слоя.

Асфальт в промышленных масштабах дешевле бетона более чем на 50 %. Зато уже спустя 3–5 лет после укладки требует ремонта. И то сроки справедливы, если изначально состав был залит по всем правилам. Ремонт «по-хорошему» предполагается не ямочный, а хотя бы большими квадратами, когда весь верхний слой асфальта снимается и на его место укладывается новый. К сожалению, в реальности все происходит несколько иначе.

Ямочный ремонт

Но это все о дорогах общего пользования. На них мы повлиять вряд ли можем. Только ездить и удивляться. А вот у себя во дворе частного дома можно уложить то, что душа пожелает. Но насколько это возможно в реальности?

Важное отличие. Асфальт без катка не уложить. Нужна бригада со спецтехникой. А вот бетонную площадку залить на участке вполне можно одному человеку.

Если вы имеете возможность нанять бригаду рабочих, но сомневаетесь, какое покрытие лучше, то стоит подробно рассмотреть преимущества и недостатки каждого, особенности их укладки и эксплуатации.

На каком основании?

И в первом, и во втором случае подготовка грунта примерно одинакова, как и затраты на нее.

  • Определяемся с площадкой, которая в итоге будет покрыта либо бетоном, либо асфальтом.
  • Снимаем верхний слой, дно по всему периметру утрамбовываем.
  • Для бетона, возможно, потребуется сделать опалубку, чтобы материал не выходил за заданные границы.
  • Сверху насыпаем слои щебня и песка, каждый затем тоже хорошо уплотняем.

Подготовительный слой должен уходить в землю примерно на 15 см.

Укладка асфальта

На подготовленную поверхность заливается слой асфальта 4–5 см. Для большей надежности желателен второй слой. Но даже один в течение не менее 5 лет выдержит передвижения пешеходов, заезды и выезды машин. Все же речь не об автобане, а о дороге для относительно редкого использования малым числом людей.

Сам процесс асфальтирования небольшой частной территории занимает около двух дней.

  1. В первый день производятся все подготовительные работы.
  2. Во второй – заливка, раскатка, сушка.

Можно ли уложить асфальт на участке без дорожных рабочих?

Иногда рабочую бригаду приглашать дорого, нецелесообразно. Чтобы уложить именно асфальтовую дорожку или слегка обновить небольшой участок старого дорожного покрытия своими силами, делают так:

  • заказывают асфальт на заводе;
  • для его утрамбовки используют ручной каток.

Ручные катки от 100 кг предназначены, в основном, для грунта, но иногда их используют и для разравнивания небольших асфальтовых дорожек. Работать все равно придется вместе с помощниками и очень четко, быстро, слаженно, так как материал быстро высыхает. Чтобы он, высыхая, не прилипал к катку, тот периодически смазывают соляркой.

Асфальт на запланированную площадку насыпают лопатами, кто-то один берет каток и начинает укатку – плавно, медленно и только по прямой линии, остальные продолжают насыпать асфальт.

Что нужно учитывать

У асфальта есть неприятный недостаток – в сильную жару битум в его составе испаряется с характерным запахом. В городе с этим можно смириться, но в своей резиденции хочется добиться максимальной экологичности, наслаждаться чистым воздухом, а не дышать летом битумом.

Дорожные работы

Заливка бетона

При возможности самостоятельной работы появляется больше вариантов:

  • можно приготовить смесь самому;
  • купить готовую.

Общее время работ, особенно если площадь большая, может растянуться на несколько дней. Бетон быстро не высыхает. Если же, не дождавшись полного затвердевания, пройтись по нему, то на поверхности навсегда останутся следы, вид будет неопрятный. Придется шлифовать.

Стандартный слой бетона начинается от 10 см – выше, чем у асфальта. И прочность (если речь идет о качественной смеси) у него больше. Покрытие из бетона должно прослужить в неизменном виде около 7–10 лет.

Бетономешалка

При устройстве дороги или площадки на участке (не важно, асфальтовой или бетонной) не забудьте о дренаже, ливневках. Качественному покрытию дожди, конечно, не навредят, но вам самим будут постоянно мешать лужи. Проще это сразу предотвратить, чем устранять потом.

Обратите внимание

Свойства бетона таковы, что покрытие заметно расширяется и сжимается под перепадами температур, в результате чего может (не обязательно, но может) пойти трещинами. Существуют способы этого избежать, скорректировать. Например, сделать засечки, оставить свободное место по периметру опалубки. Главное условие – четко соблюдать технологию разведения, нанесения.

Читайте так же:
Сферы применения цементного раствора

Это, впрочем, справедливо для любого вида работ с любыми стройматериалами.

Производство дорожного бетона и 5 этапов укладки материала

Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.

Дорожный бетон и его особенности

Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

  • Прочность на сжатие при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

На какие характеристики обращать внимание при выборе бетона для дороги

Многие знают о том, что бетон отличается маркой – чем она выше, чем прочнее бетон. Для дороги обычно используется М300 на основании, и М400 на верхнем слое. Но все зависит от обстоятельств: для дорожки на даче подойдет и М200, а на аэродроме применяется и М1000. Однако этот показатель не единственный, который необходимо учитывать при выборе материала.

При выборе бетона для дороги особое внимание нужно уделить истиранию. Плита из бетона может менять массу и объем под нагрузками. Чтобы проверить эти показатели, существуют пробы сухим абразивом. Для такого испытания используется круги истирания. Бетон проверяется на них обычно только при строительстве трасс и других важных объектов. При обустройстве дороги в поселке или на участке этим можно пренебречь.

А вот должной морозостойкостью должен обладать любой бетон, от того, который предназначен для дачных дорожек до покрытия аэродрома. Нет универсальных показателей, необходимый показатель зависит от региона, где обустраивается дорога. На территориях с суровым климатом используется бетон не ниже F200, а там, где даже зимой температура не опускается ниже -5°С достаточно и F100.

Конечно, бетон должен обладать нужной водонепроницаемостью, ведь дорожное полотно постоянно подвергается воздействию осадков, а иногда и подтоплениям. Для дороги используют бетон с показателем от W6, для тропинок на участке, до W12.

Дорожный бетон

Состав дорожного бетона

В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м3, содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.

Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.

Дорожный бетон и его особенности

Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.

Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.

По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.

Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.

Дорожный бетон и его особенности

Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.

Укладка

Дозировка

Укладка дорожного бетона.

Зернистые заполнители дозируются по отдельности каждый. Цемент, заполнители и добавки добавляются по весу. Дорожный бетон изготавливают в бетономешалке принудительного действия. После добавления всех компонентов их необходимо смешивать еще около минуты. Для того, чтоб покрытие было равномерным, каждый слой заливается только из одного смесителя.

Вернуться к оглавлению

Работа с участком

Для того, чтоб минимизировать влияние воды, участок под него поднимают, а также регулируют уклон.

Вернуться к оглавлению

Реконструкция

Если целью работ является не укладка новой трассы, а нанесение бетона на уже имеющееся полотно, задача значительно упрощается, так как не нужно ждать утрамбовки бетона. Рабочий участок очищается. Площадь выравнивается, чтоб не было бугров и ям. Участок покрывается крупным песком (30-50 мм), после чего — таким же слоем щебня. Делают опалубку. Не нужно заливать бетоном сразу весь участок. Через небольшие расстояния необходимо оставлять зазоры.

Читайте так же:
Черченко валерий александрович цемент

Вернуться к оглавлению

Пробы

Перед тем как начинать укладку раствора, необходимо проверить составляющие материалы. Это делают для того, чтоб проверить, дадут ли те или иные добавки необходимые качества материалу. Результат исследования должен быть записан в протоколе по каждому параметру отдельно. Такой документ является частью договора на строительные работы.

Если строительство другого объекта проводится в такой же местности и условиях окружающей среды, позволяется использовать предыдущие данные, но при этом они не должны быть старее 24 мес. Образцы могут быть затребованы заказчиком. Если материалы поставляются с производства, необходим также заводской контроль качества.

Вернуться к оглавлению

Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.

Дорожный бетон и его особенности

Основные характеристики

Неотъемлемой составляющей возможности комфортного передвижения на автомобилях являются трассы, дороги и дорожки из бетона. ГОСТ указывает, что цементный раствор для их сооружения должен отвечать следующим требованиям:

  • Минимум 150 марка по морозостойкости – выбирается в соответствии с регионом, в котором будет обустроено дорожное полотно;
  • Марка по прочности от М400 для создания верхнего слоя, на который приходятся основные воздействия;
  • Марка по прочности от М300 при использовании смеси в качестве выравнивающего шара.

Определяя характеристики бетона для конкретных условий использования, также стоит обращать внимание на их подвижность, истираемость и влагостойкость.

Состав

Количество и качественные показатели составляющих определяются целями использования и уровнем нагрузок на будущее покрытие. В большинстве случаев основными компонентами бетонной смеси для создания дорожной одежды являются:

  • Портландцемент (гидрофобный или пластифицированный);
  • Песок средних и крупных фракций;
  • Наполнитель (гранитный, гравийный) – его предел прочности должен составлять 1200 кг/м2 и выше для верхнего шара, а для выравнивающего – 600-800.

Также в товарный бетон добавляют специальные пластификаторы, с помощью которых можно корректировать показатели смеси.

Что касается пропорций, то перечисленные в списке выше компоненты в такой же последовательности используются с соотношением 1:2:5.

Классификация

Могут создаваться дороги с интенсивным движением и дорожки из бетона. Также он применяется при строительстве транспортных и пешеходных путей с разной целью. Именно поэтому он разделяется на 3 вида.

Для покрытия

Применяется для создания верхнего или единственного слоя дорожного полотна. Для его приготовления должны применяться самые прочные наполнители и высокие марки портландцемента – поверхность берет на себя огромные нагрузки и должно противостоять к истиранию.

При создании полотна для движения автомобилей обязательным условием является обустройство подушки. В этих целях используются песчаные и щебеночные материалы. Шар каждого из них должен составлять около 3-5 и быть утрамбован с помощью специального оборудования.

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м2.

Дорожный бетон и его особенности

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Почему именно мы?

  • отлаженные логистические процессы;
  • высококачественное сырье для изготовления материалов;
  • собственные складские и производственные мощности;
  • надежное технологическое оснащение завода по производству бетона;
  • современный автопарк, информационная система отслеживания грузов.

Демократичная стоимость и гибкие условия доставки — дополнительные конкурентные преимущества нашего предложения. Закажите консультацию по ассортименту Асфальтбетонсервис по телефону и рассчитайте предварительную стоимость транспортировки с помощью калькулятора на официальном сайте компании.

Основа при двухслойном покрытии

Его задача – выровнять поверхность и обеспечить надежную основу для верхнего слоя. К данному виду требования немного ниже, чем к материалу поверхности.

Выравнивающий

Также подготавливает почву, но уже для монтажа капитальных покрытий с усовершенствованными показателями (например, асфальт). Он не будет поддаваться сильным воздействиям, поэтому к его качеству нет жестких требований.

Для сооружения мест предназначенных для стоянки или движения автомобиля в пределах зданий широко используется полировка бетона – она повышает эстетичность и долговечность.

В результате можно сказать, что дорожный бетон – это специальный цементный раствор, отличающийся высокими показателями прочности и устойчивости к сдвигам. Его соответствие ГОСТ гарантирует только производство в промышленных условиях – точно дозируются все компоненты, и проверяется их качество. Перед покупкой обязательно уточните наличие сертификатов, разрешения на предпринимательскую деятельность и возможность предоставления услуги доставки.

Читайте так же:
Рынок цемента за 9 месяцев

Строительство бетонных дорог: заливка, уход, преимущества и технологии

Сейчас часто говорят о том, что бетонных дорог в России нет, в отличие от Европейских стран. Однако это совсем не так. Тем, кто жил в СССР, хороши известны прямые ровные дороги почти белого цвета, которые вдруг обнаруживались, например, посреди леса. Их так и называли – бетонки. Советского Союза нет уже несколько десятков лет, а дороги так и стоят.

бетонная дорога

Часто бетонные трассы вели к военным частям или секретным объектам. Однажды проложенные, они на протяжении десятилетий практически не меняли своего облика. Также бетонки хороши известны в сельской местности, где их прокладывали на коротких участках для движения грузового транспорта – на подъездах к фермам, складам, механизированным хозяйствам.

Бетонные плиты укладывали и там, где только начинали строительство дорог, вырубая для этого лес или засыпая болотные топи. По бетону до места проведения работ добиралась тяжелая строительная техника без угрозы засесть всеми колесами в грязи.
Почему же бетонные дороги не получили такого распространения, как асфальтовые?

Преимущества и недостатки бетонных дорог

Тот, кто ездил по старым советским бетонкам, кроме добрых слов может сказать и другие. Ехать на машине по ней некомфортно – хорошо ощущаются стыки между плитами. Однако стыки были на бетонках изначально, по дорогам до сих пор можно ездить, а вот по асфальтовой дороге такого же возраста проехать нереально.

Покрытие разрушается, ямы, трещины, колдобины делают проезд практически невозможным. Технологии не стоят на месте, дорожное оборудование совершенствуется, современное бетонное покрытие существенно отличается от советских бетонок. В чем же преимущества и недостатки новых бетонных дорог?

Преимущества бетонных дорог по сравнению с асфальтовыми

  • Срокслужбы. Цементобетонное полотно служит не менее 20-40 лет. Асфальтовое – 8-12 лет.
  • Устойчивость к воздействию высоких и низких температур. Как плавится асфальт под жарким солнцем знает каждый автолюбитель, а также женщины, которые увязали каблуками туфель в тротуарном покрытии. При воздействии низких температур он, напротив, становится хрупким, именно поэтому по весне на многих участках он буквально «тает». Бетон, как и любой другой материал, подвержен температурным расширениям, но в настолько незначительной степени, что специально выполненных компенсирующих швов достаточно, чтобы сделать деформацию незаметной. Качество дороги от этого не страдает.
  • Высокаятвердостьи прочность бетонной трассы устойчива к возникновению колейности. Цементно-бетонное покрытие монолитно, нагрузка распространяется равномерно.
  • Экологичность. Бетон – это известняк, песок, глина. Сам материал и его производство наносят минимальный вред окружающей среде. Отслуживший свой век бетон, по сути – просто камни. Их не надо утилизировать. Асфальт – продукт нефтепереработки. Добыча, производство, испарения от покрытия, дальнейшая переработка и утилизация – все не лучшим образом отражается на экологии.
  • Устойчивостьк реагентам, использующимся для предотвращения оледенения.
  • Снижениерасходатоплива транспорта при движении по твердой поверхности.

дорога из плит

Недостатки

  • Шумность. Из-за того, что бетон – твердый монолит, он не глушит, а передает вибрацию и звуки.
  • Длительныйсрокукладки. После того, как покрытие залито, ему необходимо на полное застывание несколько дней.
  • Требовательность к технологиипроизводства. Бетон важно сделать в правильной пропорции, довезти до места укладки постоянно помешивая, а потом еще и залить. При несоблюдении хоть одного пункта, более крупные частицы начнут оседать и схватываться раньше. В результате готовое полотно будет расслаиваться и растрескиваться. Кроме того, при неправильных пропорциях смеси, дорога не будет обладать требуемой твердостью и прочностью, начнет рассыпаться и крошиться.
  • Требовательность к технологии укладки. При укладке бетонного покрытия важно выдержать и правильную геометрию, уклоны и прочее. Если не соблюсти требования, лужи на дороге будут стоять до высыхания, то есть большую часть года – постоянно. С качественного уложенного, гладкого бетонного покрытия вода, не задерживаясь, стекает.
  • Неремонтопригодность. Бетонную дорогу «ямочным» способом не отремонтируешь. Если были нарушения изготовления, то менять придется целый участок полотна, причем снять качественные куски не так просто, как асфальт. По этой же причине нецелесообразно прокладывать такие дороги в городах, где ремонт теплотрасс прямо посреди дороги – обычное дело.
  • Гладкостьпокрытия ведет к повышенному риску скольжения во время дождя или зимой, при низких температурах и снегопадах. Однако с этой проблемой успешно борются с помощью современных присадок, реагентов и насечек на готовом полотне.

Цена бетонного и асфальтового дорожного покрытия

Производство и укладка бетонного полотна дороже, чем асфальтового. Но эта разница ощутима если рассматривать только расходы на постройку. В дальнейшем с каждым годом бетонная трасса будет «дешеветь», не требуя содержания и применения специального оборудования для строительства и ремонта дорог, тогда как асфальтовая начнет «дорожать» из-за необходимости ремонта. В конечном счете бетонные дороги значительно дешевле. В Германии есть примеры, когда качественное полотно служит уже почти целый век.

Структура дорожного полотна

ремонт дорожного покрытия фото

В зависимости от типа дороги и предполагаемой нагрузки, полотно бывает:

  • Однослойным. При небольшом количестве транспорта и низкой нагрузке. Подъездные пути, придомовые и частные территории, а также другие места.
  • Многослойным. В этом случае первый слой делают из более дешевого технологичного бетона, а верхний – из качественного и дорогого. Магистрали, трассы.
  • Из готовых бетонных плит.
Читайте так же:
Сколько надо цемента для фундамента забора

Технология укладки во многом совпадает для всех типов покрытий, поэтому рассмотрим самое сложное – многослойное. Остальные делают по тому же принципу, применяя другие марки бетона, делая более тонкое покрытие, или вместо заливки сразу укладывая готовую плиту.

Всё об асфальтировании / Дорожно-строительный дайджест

Асфальтированная и цементированная дорога

Асфальтирование или цементирование? Выбор технологии строительства и типа автомобильного дорожного покрытия

По качеству автомобильных дорожных покрытий и состоянию дорожной сети в целом, наша страна, к сожалению, занимает далеко не первые позиции в общем рейтинге стран мира. Можно сказать, что это является отличительной особенностью не только украинских дорог, но и всего дорожного фонда на постсоветском пространстве.

Даже при самом качественном асфальтировании, как правило, уже через 2–3 года после ввода в эксплуатацию, асфальтобетонное покрытие требует проведения ремонта на отдельных участках (устранения колейности, ликвидации выбоин, заделки трещин и других дефектов в дорожном покрытии). Далее, обязательным становится ежегодный ремонт такой дороги, т. к. выбоины, трещины, сколы и другие дефекты появляются все чаще. Причина тут не только в качестве асфальтированного покрытия, но и в отсутствии должного обслуживания дороги: своевременной проливки образовавшихся трещин, ликвидации мелких выбоин, экстренного ремонта и асфальтирования опасных участков.

Основные технологии строительства автомобильных дорог

На данный момент, существуют серьезные различия в технологиях строительства автомобильных дорог в Украине и в западных странах. Это относится как к подготовке дорожных оснований, так и к укладке верхних слоев покрытия.

Существенную роль в строительстве новой дороги играет рельеф местности, климатические особенности региона, прогнозируемая транспортная нагрузка, бюджет строительства и другие факторы. Принимая во внимание все эти моменты, можно говорить об уникальности каждого дорожно-строительного проекта. Так, при строительстве горной дороги, обязательно учитывается рельеф местности. При строительстве магистральных дорог (дорог 1-й категории), наоборот, рельеф местности изменяется с учетом прокладки будущей трассы (засыпаются впадины, срезаются возвышенности, через реки строятся мосты и эстакады, сквозь горы строятся тоннели). Объясняется это тем, что на дорогах такой категории должен обеспечиваться определенный скоростной режим, в связи с чем она не должна иметь крутых поворотов, резких подъемов и спусков.

Поскольку тело самой дороги, ее сечение и конструкция может иметь множество вариантов, то классифицируют их в основном по типу дорожного покрытия, исходя из их капитальности. К капитальным дорожным покрытиям относятся асфальтобетонные и цементобетонные. В асфальтобетонном в качестве вяжущего материала используется асфальт, ну а в цементобетонном — цемент.

Цементобетонное покрытие дороже асфальтобетонного в среднем на 70–85 %. Так, если по состоянию на 2014 год цены на асфальтирование по Киеву и Киевской области варьировались от 100 до 200 грн за 1 м², то стоимость создания бетонного дорожного покрытия составляла 350–400 грн. С другой стороны, за относительную дешевизну асфальтированных покрытий, приходится платить необходимостью постоянного контроля состояния дорожного полотна и проведения его ремонта уже через 3–4 года после ввода дороги в эксплуатацию. Таким образом, одним из главных аргументов при асфальтировании дорог является экономия средств в краткосрочном периоде.

Первые 10–12 лет цементобетонное покрытие не требует практически никакого обслуживания. По факту получается, что через 8 лет эксплуатации общие расходы на содержание цементобетонного и асфальтированного дорожного покрытия уравниваются (за счет постоянных трат на проведение ремонта асфальтированной дороги). В дальнейшем, с каждым годом цементобетонная дорога становится даже дешевле асфальтобетонной, особенно если учитывать тот факт, что бетонная дорога может прослужить до 50 лет.

На территории Украины и стран СНГ строили и строят главным образом асфальтовые дороги, на Западе — бетонные. В США таких дорог — 60 %, в Германии — 38 %, в Австрии — 46 %, в других западных странах также достаточно большой процент. Важными причинами, по которым у нас затруднено строительство цементобетонных дорог является дефицит требуемых марок цемента, малая производительность работ и их высокая стоимость.

Одной из главных причин малой распространенности цементобетонных дорог, является дефицит цемента, производимого на основе клинкера нормированного состава, который применяется для строительства таких дорожных покрытий. Большинство отечественных цементных заводов не обладает соответствующим уровнем автоматизации производства и непрерывного контроля качества клинкера, который часто имеет серьезные колебания по минералогическому составу, и, соответственно, не может являться клинкером нормированного состава. Таким образом, только появление новых, полностью автоматизированных цементных заводов, с высоким уровнем контроля качества, позволит получать цемент для строительства цементобетонных дорожных покрытий требуемого качества.

Конструктивные особенности цементобетонной дороги

В упрощенном виде асфальтированная автомобильная дорога представляет собой земляное полотно, с уложенными поверх него слоями дорожной одежды: песчаный слой — 40 см, щебеночный слой — 20–25 см, битумная обработка и 3 слоя асфальтобетонной смеси — 5, 6 и 8 см. Каждый из слоев уплотняется грунтовыми и асфальтовыми катками до определенного состояния. Фактически также выглядит и цементобетонная дорога, за исключением верхнего слоя, который представляет собой качественно уложенный и выровненный бетон.

Читайте так же:
Цемент для установки плит

Конструктивно цементобетонное дорожное полотно представляет собой плиту толщиной 18–24 см. На определенном расстоянии между отрезками плит, делаются «температурные швы», для того, чтобы при изменении температуры цементобетонная плита могла расширяться и сжиматься, и в ней не возникали напряжения, которые могут привести к растрескиванию бетона. В умеренном климате такие швы устраивают через 20–30 метров. Это расстояние зависит от температуры бетонной смеси в момент укладки, а также от климата. Сам шов заполняют прокладкой из дерева мягких пород (сосна, ель), резины и других материалов, а верхнюю часть заливают эластичной битумной мастикой, для того чтобы в основание под плитой не проникала влага.

Если не предусмотреть температурные швы расширения, то покрытие, нагреваясь в жаркий день, будет достаточно напряжено, и с его поверхности могут откалываться целые куски бетона. Между швами расширения устраиваются «поперечные швы сжатия». Делается это потому, что при охлаждении покрытия до температуры меньшей, чем была температура бетонной смеси в момент укладки, бетон будет сжиматься, и бетонная плита может дать трещины. Такие швы устраиваются обычно на расстоянии 6–12 м и представляют собой прорези, глубина которых равна 1/3 толщины плиты. Когда в бетоне появляются напряжения от сжатия при охлаждении, цементобетонная плита растрескивается в наиболее слабом месте — по сечению, ослабленному надрезом. Благодаря таким швам контролируется поведение всей бетонной плиты. Шов сжатия заливают специальной эластичной мастикой.

По оси дороги, необходимо также устанавливать «продольные швы сжатия», иначе могут образоваться продольные трещины. Таким образом, дорожное покрытие на цементном вяжущем материале состоит как бы из отдельных плит. Во избежание нарушения монолитности всего покрытия, а также для передачи нагрузки движущихся машин от одной плиты к другой, в швах устанавливают специальные металлические стержни. Как следствие, срок службы бетонной дороги, во многом определяется качеством выполнения всех этапов работ по устройству такого дорожного покрытия.

Преимущества цементобетонного дорожного покрытия

Помимо высокой прочности, долговечности и износоустойчивости, применение цементобетона дает достаточно большую экономию средств по сравнению с асфальтированием. Срок службы цементобетонного дорожного покрытия в несколько раз больше по сравнению с покрытием из асфальтобетона, а это в свою очередь позволяет сократить расходы на содержание и ремонт дороги до минимума. С каждым годом, традиционному асфальтированию дорог отводится все меньшая роль, а количество автомобильных дорог с цементобетонным покрытием непрерывно растет и они становятся основным видом магистральных дорог, т. к. бетонные дороги не только не хуже асфальтобетонных, но и имеют ряд неоспоримых преимуществ: эксплуатационных, экологических и экономических.

Эксплуатационные преимущества бетонных дорог

Эксплуатационные преимущества связаны с тем, что цементобетон как жесткий вид покрытия распределяет нагрузку на большую площадь земляного полотна по сравнению с более «гибким» асфальтобетоном. Бетонные дорожные покрытия гораздо долговечнее и прочнее асфальтовых и способны прослужить без ремонта много лет. В то время как движение по асфальтированным трассам часто останавливается или ограничивается из-за проводимого ремонта, дороги с бетонным покрытием эксплуатируются практически без перерывов. В весенний период, когда земляное полотно испытывает наиболее сильные нагрузки по температурному режиму, только 6 % цементобетонных дорог подвергается деформациям, для асфальтовых дорог этот показатель составляет 61 %. Большегрузные автомобили сильно прогибают асфальт, повреждая его, что приводит к увеличению расхода топлива. Цементобетонное покрытие уменьшает прогиб дорожного полотна и, следовательно, экономит топливо. К тому же на цементобетонном покрытии не возникает колейности и волнообразности, как на асфальте.

Движение по бетонным дорогам значительно безопаснее. В дождливую погоду выбоины в асфальте наполняются водой, что создает дополнительную опасность аквапланирования. Зимой вода в выбоинах превращается в лед, что снижает коэффициент сцепления. В то же время на гладком бетонном покрытии вода практически не задерживается. Цементобетонное покрытие в темное время суток отражает свет значительно лучше чем асфальт, что обеспечивает хорошую видимость для водителей.

Существует мнение, что бетонные дороги, более «шумные» чем асфальтированные. Но как показали реальные исследования, движение по цементобетонному покрытию создает в среднем всего на 5 дБ больше шума, чем по асфальтовому. Более того, современные технологии строительства позволяют бетонным дорогам полностью приблизиться к асфальтобетонным по уровню шумности.

Экологические преимущества бетонных дорог
  • Вредные нефтепродукты, содержащиеся в асфальтобетоне, вместе с водой проникают в грунт, и всего через несколько лет эксплуатации земля как под дорогой, так и вокруг нее полностью загрязняется нефтепродуктами.
  • Меньший расход топлива на то же расстояние по цементобетонной дороге означает меньший выброс вредных веществ в атмосферу. Кроме того, повышенные эксплуатационные характеристики цементобетонных дорог позволяют одной единицей большегрузной техники перевозить по ним гораздо большее количество груза.

Источник: Войлоков И.А. Асфальтобетон или цементобетон? // «Еврострой». — №64. — С. 48–50.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector