Rubber-way.ru

Рубер Вэй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метро подземный памятник архитектуры

Метро подземный памятник архитектуры

Метро подземный памятник архитектуры

Давно я ничего не постила на Сплетнике. Решила рассказать о выставке, которую посетила на днях. Так сказать минутка культуры на Сплетнике. Не переживайте текста будет мало, больше картинок.

В музее архитектуры проходит выставка, посвященная московскому метро. В основном на ней представлены проекты реализованные и нет. Интереснее всего рассматривать не реализованные и представлять как могла бы выглядеть та или иная станция метро. Ещё есть краткая информация как метро строилось, какие технические вещи были придуманы, чтобы строительство было проще и дешевле, а само метро безопаснее.

Также были представлены проекты выходов, вестибюлей метро, кассовых залов. Всё что мы обычно проходим и не замечаем, а над ними тоже тщательно работали, чтобы они тоже были красивыми и удобными.

Я решила, что если вам возможно тоже понравится эта выставка. Вы сможете её посетить, она продлится до 31 июля. Есть ещё возможность побывать, а если вы уже были, то поделитесь впечатлениями в комментариях. Мне будет приятно.

Небольшое дополнение. Несколько станций я выложила только фотографии, потому что их проекты я не нашла, но они мне нравятся, я решила, что можно на них и так посмотреть.

Начнем просмотр виртуальной выставки со слов Лазаря Кагановича — «Каждому пассажиру дать по мягкому месту!»

Проект

Проект

Станция Красные ворота

Проект

Проект

В проекте некоторых смутил курящий пассажир, а другие расстроились, что панно на стене так и не появилось.

Проект

Станция Площадь Революции

Проект

Интересный факт. Когда станция была построена, в народ пошла фраза, что советский человек либо сидит, либо на коленях.

Проект

Проект

Станция Кропоткинская. Ранее эта станция называлась «Дворец Советов». Планировалось построить Дворец Советов, но не сложилось.

Проект

Больше всего произвело впечатление на публику это пальмы на станции.

Проект

По плану архитектора должна была быть одна женщина и 3 ребенка, как символ будущего Советского народа. Но архитектор не успевал к сроку и работники уговорили отказаться от своего плана и остановиться на одном малыше со словами.

— Женщина одна, а детей трое. Они их не прокормит.

Станция Партизанская. Ранее эта станция носила название «Стадион имени Сталина». Планировали построить огромный стадион и назвать его Стадион имени Сталина, но не сложилось.

Проект

Станция Автозаводская. Ранее эта станция называлась «Завод имени Сталина»

Проект

Станция Александровский сад. Ранее эта станция называлась «Улица Коминтерна»

Проект

Станция Чистые пруды. Одно время хотели эту станцию назвать Мясницкая. Но назвали «Кировская».

Проект

А ещё мне очень понравился видео материал, который был показан на выставке, где были собраны документальные кадры, фильмы и даже мультфильмы, в которых упоминается московское метро. Больше всего мне понравился мультфильм «Уважайте труд уборщиц». Хочу вас с ним ознакомить, не переживайте он короткий около 2 минут.

«Говорит Москва! Передаем торжественное заседание…». Как Сталин в метро выступал

Кадры со знаменитого парада в Москве 7 ноября 1941 года разлетелись по всему миру, а специалисты и сегодня рассматривают их с особым волнением, отмечая, насколько разношерстным было вооружение бойцов, шагавших в тот день по брусчатке у стен Кремля. Гораздо меньше сохранилось фотографий с другого торжественного мероприятия — заседания Моссовета, посвященного очередной годовщине Октябрьской революции. И это понятно: это заседание готовилось в глубочайшей тайне, его участники получали пропуска за несколько часов до собрания. А место было более чем нетрадиционным – платформа станции метро «Маяковская». Именно здесь 6 ноября 1941 года состоялось знаменитое выступление председателя Совнаркома и руководителя Государственного комитета обороны СССР Иосифа Сталина, которое транслировалось на всю страну, в том числе и на её временно оккупированные территории.

Читайте так же:
Сравнительный тест гипсовых штукатурок

«Маяковская» вместо Большого театра

Решение о проведении торжественного заседания Московского городского совета депутатов трудящихся было принято только 3 ноября, и не случайно. Во-первых, требовалось обеспечить максимальную секретность, во-вторых, нужно было убедиться, что погода помешает немецкой авиации нанести массированный удар по Москве, а в-третьих, к этому времени столица окончательно оправилась от переполоха середины октября. Через два дня, 5 ноября, началась подготовка станции «Маяковская» к приему высоких гостей. Проводить торжественное заседание в традиционном месте — Большом театре — не стали тоже из соображений секретности и безопасности, а выбрали для него самую глубокую на тот момент станцию московского метро, которая уже не первую неделю служила москвичам в качестве бомбоубежища — «Маяковскую».

«Говорит Москва! Передаем торжественное заседание. ». Как Сталин в метро выступал

«Выступление Сталина 6 ноября 1941 года на станции метро «Маяковская». Рисунок художника Владимира Винокура, 1948 год Источник: 17marta.ru

Вечером 5 ноября станцию закрыли для входа и выхода пассажиров, а поезда проходили её без остановки. И хотя пассажиры видели, что на «Маяковской» идет какая-то необычная деятельность, связать её с предстоящими ноябрьскими праздниками никому не приходило в голову. После десяти часов вчера 5 ноября на станцию прибыли с инспекцией представители Ставки Верховного главнокомандования и Госкомитета обороны, а за ними и сам Сталин (он решил заранее осмотреть место необычного заседания).

Весь следующий день на «Маяковскую» свозили стулья, расставляли, устилали пол платформы коврами и ковровыми дорожками, развешивали между колоннами плакаты. Место для президиума выделили напротив эскалаторов, там, где не было выхода со станции (в то время там располагался медпункт, а сейчас построен второй выход в город). Здесь поставили высокую трибуну и установили возвышение со столом для президиума, на торцевой стене повесили портрет Сталина, а перед ним поставили бюст Ленина. Одновременно техники подключали микрофоны на сцене к расставленным на стации репродукторам, чтобы все собравшиеся могли услышать речь председателя Совнаркома, и налаживали аппаратуру для радиотрансляции выступления Сталина.

К этому времени тоннель, ведущий от станции «Горьковская» к стации «Белорусская», уже был обесточен, и на путях стоял специальный состав, в котором накрыли столы для участников торжественного заседания. Кроме буфета, в том же составе из десяти вагонов разместили гардероб для собравшихся, оркестр, под который должны были выступать участники концерта по окончании мероприятия, и аппаратура звукозаписи. Пути с противоположной стороны станции оставались свободными: по ним в последний момент должны были приехать высокие гости.

«Говорит Москва! Передаем торжественное заседание. ». Как Сталин в метро выступал

Участники торжественного заседания Моссовета 6 ноября 1941 года слушают выступление Сталина Источник: um.mos.ru

«Наше дело правое!»

Приглашенные на торжественное заседание члены Моссовета и гости получали пригласительные билеты буквально за пару часов до начала мероприятия, и потому многие прибыли на место в последние минуты: кто-то добирался до «Маяковской» на автобусе, кто-то подходил пешком. И только сам Сталин и члены президиума собрания прибыли на станцию со стороны «Белорусской» специальным поездом из двух вагонов, который остался ждать их до конца мероприятия.

Это тоже было сделано из соображений секретности: высокие гости приезжали на служебных машинах к Белорусскому вокзалу, откуда их и забрал спецсостав, который прибыл на «Маяковскую» в 16.55. За пять минут приехавшие — сам Сталин и члены Государственного совета обороны Анастас Микоян, Лазарь Каганович, Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов, Георгий Маленков и Семен Буденный, а также глава Московского горкома ВКП(б) Александр Щербаков и председатель Моссовета Василий Пронин — разместились в президиуме. После этого Сталин поднялся на трибуну и ровно в 17.00 открыл торжественное заседание.

Читайте так же:
Строймикс штукатурка цементная 25кг

«Говорит Москва! Передаем торжественное заседание. ». Как Сталин в метро выступал

Иосиф Сталин выступает на торжественном заседании Моссовета 6 ноября 1941 года. В президиуме за его спиной (слева направо): Анастас Микоян, Лазарь Каганович, Александр Щербаков, Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов, Василий Пронин, Георгий Маленков, Семен Буденный Источник: ru.armeniasputnik.am

Сталинская речь была недолгой, но содержательной. Начав с того, что вместо традиционного подведения итогов года, прошедшего с прошлой годовщины революции, приходится говорить о тяжелых итогах первых месяцев войны, он быстро перешел к анализу ситуации в стране и на фронтах. Говорил о провале «молниеносной войны» и о причинах временных неудач Красной Армии, о том, что представляет собой немецкий национал-социализм, и о том, что никаких переговоров или соглашений с ним не может быть, а главное — о том, что победа в этой войне неминуема. «Наше дело правое – победа будет за нами!», — такими словами закончил свою речь председатель Госкомитета обороны.

После выступления Сталина для участников торжественного заседания состоялся концерт с участием певцов Ивана Козловского и Максима Михайлова, ансамбля песни и пляски Красной Армии под управлением Александра Александрова и Центрального ансамбля песни и пляски НКВД под руководством Зиновия Дунаевского. Ближе к десяти часам вечера мероприятие завершилось. Сталин и члены ГКО СССР обратным путем (поездом до «Белорусской», а потом машинами) отправились в Кремль, где состоялось очередное заседание Политбюро ВКП(б), посвященное в том числе и грядущему параду.

Обложка: «Выступление И. В. Сталина на торжественном собрании, посвящённом XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». Картина художника Ираклия Тоидзе, 1947 год. Источник: worowski.livejournal.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Арбатское метро

Станция «Арбатская» своего рода уникальна. Да, существуют в Москве одноименные станции (ну, например, «Белорусские»). Но так, чтобы от станции «икс» нужно было бы перебраться на станцию «игрек», а затем, проехав остановку, оказаться вновь на «икс», но на другой — это, пожалуй, чересчур.

Однако же действительность именно такова. Для того, чтобы приехать с «Арбатской» Арбатско-Покровской линии на «Арбатскую» Филевской нужно сначала перейти на «Александровский сад» и от него проехать остановку до своего пункта назначения. Гораздо проще поверху пройти.

Итак, «Арбатских» две. Первая (Филевская) была открыта в 1935 году. По сравнению со своей младшей тезкой она изысканно-скромна. Здесь нет такого изобилия лепнины, люстр и прочих украшений. Обычные колонны, правда облицованные благородным материалом — крымским желто-розовым известняком. И если приглядеться, можно обнаружить в нем остатки былых жизней — кораллов, например, или моллюсков.

Любопытен и так называемые наземный вестибюль. Он уютен, невелик и обликом своим напоминает затейливую старую шкатулочку. Но вместе с тем, эта шкатулочка в форме звезды. Таких архитектурных звезд в Москве лишь две — «Арбатская» и нынешний театр Российской Армии. И если авторов театра обвиняли чуть ли не в государственной измене (якобы ее лучи указывают на вокзалы и на Кремль), то первая звезда получилась вполне безобидной.

Новая станция пришлась москвичам по душе. Еще бы — ведь кроме архитектурной привлекательности она соединила в себе два московских культа — старый (Арбатская площадь) и новый (метро). Не удивительно, что станция сразу сразу же стала популярной. Юрий Трифонов писал («Студенты»): «Это было место условленных встреч, вероятно, для всего Арбатского района. На ступенях и в круглом вестибюле у телефонов-автоматов стояли, томились, нетерпеливо расхаживали, не замечая друг друга, безмолвные мученики свиданий. Был здесь и высокий морской офицер с бронзово-невозмутимым лицом и погасшей трубкой в зубах, и девушка, окаменевшая от горя (он опаздал уже на десять минут!), и румяный молодой человек с коробкой конфет в руках, который все время улыбался и подмигивал сам себе, и чернобородый мужчина в зеленой артистической шляпе и ботинках на оранжевой подошве, который тигром метался по вестибюлю, и, наскакивая на людей, не просил извинения, и еще много девушек, молодых людей, красивых женщин, с равнодушными, томными, застенчивыми, тревожными, радостными и глупо-счастливые лица».

Читайте так же:
Структурные декоративные штукатурки для внутренних работ

Несмотря на то, что рядом находились памятник Гоголю, кинотеатр «Художественный», ресторан «Прага» и другие симпатичные ориентиры, все эти москвичи для встречи выбрали именно станцию метро.

Другой же «Арбатской» не досталось таких комплиментов. Этой станции не распевали дифирамбы, с сундучком ее не сравнивали, ну а встречи назначали только если по пути. Станцию ввели в строй в 1953 году, и стала она запоздалым, вовсе не уместным дифирамбом в адрес любимого и жуткого вождя. Ведь Сталин только-только умер, а на станции господствовало его монументальное изображение. Москвичи привычно восхваляли то изображение в особой «Книги записи впечатлений»

Там собраны настоящие перлы народного творчества.

«От волнения дрожит рука и путаются мысли. Хорошо, красиво сделано. Особенно хорош портрет товарища Сталина. Наплакался я вдоволь, смотря и вспоминая черты отца, друга и учителя. Башилов М., политработник».

«Художник Опрышкин вложил в портрет Сталина всю свою душу, весь свой гений художника. Из гранита, а стоит Иосиф Виссарионович как живой, и не верится, что его нет. Спасибо строителям метро, спасибо художнику Опрышкину за их чудесные работы. [Подпись неразборчива], инженер».

«Потрясающе! Слава партии, правительству! [Подпись неразборчива]»

«Чудесное сооружение, которое с каждым годом делается все прекраснее и прекраснее. Мозговой Н., лауреат Сталинской премии».

«Изумительно. Прекрасно. Когда я в первый раз посетил станцию метро «Арбатская», меня восхитила легкость архитектурного стиля. Я понял, что метод соц[иалистического] реализма в архитектуре полностью оправдывает себя в нашей действительности! В то время, когда «все дороги ведут к коммунизму! Воронцов М., студент архитектурного ин[ститу]та».

«Как первые подснежники нежна и ослепительно бела она. Благодарю правительство мое за эту станцию, как и за все. Погроницкая-Каратыгина Н.»

«А штукатурка на потолках везде потрескалась. Чернышев С.»

«Для журналистов: только мне одному грустно! Скептик».

Затем были замечены и другие нелепицы. Исследователь Владимир Паперный писал («Культура Два»): «Все послевоенные станции метро задумывались как триумфальные арки. Однако арки адресованы не каждому советскому человеку, а универсалии Советского Человека. В этом можно убедиться, войдя в триумфальную арку станции метро «Арбатская»: пассажир упирается в золотые ворота с надписью «Посторонним вход воспрещен»».

А Петр Паламарчук и вовсе не скупился на филиппики. Один из его героев («Золотая решетка») сидел «посреди огромного, сплошь унизанного бронзовой паучиной светильников и размеченного по сводам пустыми барочными картушами зала станции метро «Арбатская»… Всю эту несуразно величественную залу вкупе с расписанным тем же карамельным декором наземным зданием выстроил некто архитектор Поляков — сей ветхозаветный старец еще несколько раз наведывался по своим заботам. на ученый совет, неопустительно величая себя «творцом глубокого Арбата». Наиболее забавными в верней части ее были две высокие, отлитые из бронзы сквозные решетки у пропускных автоматов, срисованные с какого-то средневекового прообраза и никуда совершенно не ведшие».

Впрочем, у станции было одно неоспоримое достоинство. искусствовед М. Астафьева-Длугач писала: «Сегодня мало кто помнит, что на Арбатской площади в начале 30-х годов нашего столетия был построен Арбатский рынок — интереснейшее сооружение, перекрытое большепролетными деревянными арками. К сожалению, рынок простоял недолго — в 1941 г. при налете фашистской авиации на Москву он был разрушен прямым попаданием бомбы.

Читайте так же:
Старатели штукатурка под обои

Сегодня, когда вы входите под свод станции метро «Арбатская», знайте — ее просторное пространство ощутимо напоминает пространство Арбатского рынка, от которого, увы, сохранилось всего несколько фотографий».

Но, так или иначе, большинство посетителей кинотеатра все-таки пользуется этой станцией. И дело не в художественных предпочтениях. Просто Филевская линия менее популярна.

Главная тайна московского метро: куда ведут двери в стенах напротив платформ

Московский метрополитен, первый в стране, впервые открыл свои двери для пассажиров в 7 часов утра 15 мая 1935 года.

С тех пор он неизменно поражает пассажиров красотой своих станций, спроектированных на манер подземных дворцов, и многочисленными байками и легендами о том, что таится за пределами нарядных платформ.

Странные двери

Вопрос о дверях в стенах напротив платформ в той или иной степени интересовал, наверное, всех пассажиров метро. В самом деле, что за ними, этими иногда неприметными, а иногда и очень даже заметными, но всегда запертыми дверями? Невольно представляются выходы в запретные для обычных смертных помещения и тоннели.

На самом деле эти двери обеспечивают доступ к коммуникациям. Все видели, сколько различных проводов и кабелей тянутся вдоль стен тоннелей, по которым несутся поезда подземки. На станциях эти кабели тоже есть, но они скрыты за декором стен. Но если вдруг случится какая-то поломка, ремонтники откроют нужную дверь и смогут устранить неполадку.

Вообще же, доступная для пассажиров часть метро – лишь десятая часть гигантской сети метрополитена. Общая протяженность линий московского метро – 295 километров. Это огромная сеть, включающая в себя перегонные тоннели, тупики, камеры съездов и т.д. И, разумеется, в инфраструктуру метрополитена входят многочисленные служебные и подсобные помещения, иногда расположенные под платформами.

Метро-убежище

Метрополитен в Москве, да и в других городах, строится с тем расчетом, чтобы в случае беды стать на первое время убежищем. Московский метрополитен таким убежищем и был в годы войны. Здесь располагались госпитали, детские сады и даже библиотеки и концертные залы.

Кроме того, здесь же, в московском метро в годы войны был расположен и бункер Генерального штаба – вблизи станции «Кировская» (сейчас «Чистые пруды»). Там были оборудованы зал совещаний Ставки и кабинет Сталина. Говорят, что для главнокомандующего был устроен и особый вход через секретную шахту, ведущую в командный пункт ПВО. Никто из генштабистов никогда не видел, чтобы Сталин входил на станцию через эскалаторный наклон.

Теперь этот бункер Генштаба показывают туристам, но когда-то место его расположения было строго засекречено.

Уже после Великой Отечественной возводя новые станции столичной подземки, инженеры позаботились о том, чтобы они могли стать защитой на случай ядерной атаки. Если присмотреться, на станциях можно увидеть гермозатворы, которые в считанные минуты могут перекрыть вход намертво. Впрочем, ядерная бомбардировка – ситуация не из разряда самых вероятных. Гораздо больше опасности представляют грунтовые воды, для защиты от которых, главным образом, и сооружены эти двери.

Станции метрополитена приспособлены для того, чтобы стать убежищем на день-два в случае ядерной катастрофы. Но не более. Если не будет работать наземная инфраструктура, в частности, перестанет поступать электричество, то выйдут из строя вентиляция, насосные установки, и люди под землей долго не продержатся. Антиутопия Глуховского «Метро» в этом смысле остается художественным вымыслом.

Метро-2

В связи с темой убежищ бытует множество баек о неких подземных бункерах и едва ли не подземных городах, выстроенных якобы для защиты руководства страны. В эти бункеры попадают по тоннелям метро-2, и как раз в это самое альтернативное метро и ведут странные двери в стенах платформ.

Читайте так же:
Сравнение штукатурки для наружных работ

Про двери уже было сказано – они ведут в технические помещения для ремонта коммуникаций.

Но диггеры рассказывают о каких-то коридорах «в никуда», о тоннелях, заканчивающихся тупиками, о замурованных проемах. На некоторых станциях можно увидеть ведущие в глухую стену лестницы. Например, такие двери и лестницы есть на станциях «Александровский Сад», «Смоленская» и «Третьяковская». Это – результат многочисленных переделок и перестроек, которых московская подземка за годы своего существования знала сотни. Вот лишь несколько примеров: лестница на станции «Арбатская» Филевской линии ведет ко второму выходу, который запроектировали, но потом передумали делать. Там сейчас устроили служебные помещения. Та же ситуация и на станции «Смоленской».

На станции «Третьяковская» пассажиров тоже интригуют закрытые лестницы. Здесь будет переход на станцию «Новокузнецкая», но построят его лишь тогда, когда соединятся восточный и западный участки Калининско-Солнцевской линии (на схеме метро – желтого цвета).

Загадочная лестница есть и на станции «Белорусской»-радиальной. Она ведет в радиоузел.

Тем не менее Метро-2 есть. Несмотря на то, что его наличие никак официально не подтверждено, опровергать его существование тоже невозможно. Впервые название «Метро-2» прозвучало в 1992 году в романе Гоника «Преисподняя», опубликованном в журнале «Юность». Сведения об этом подземном комплексе содержатся и в отчете минобороны США за 1991 год. Наконец, бывший начальник метрополитена Гаев на прямой вопрос о существовании «второго метро» ответил: «Я был бы удивлен, если бы его не существовало».

Правильно эту подземную сеть следует называть «система Д-6», она включает в себя комплекс стратегических бункеров и подземных коммуникаций КГБ и Минобороны. Несколько ее объектов рассекречены, и туда водят сейчас экскурсии. Речь о бункере Сталина в Измайлово и о командном пункте дальней авиации СССР на Таганке. Туда действительно вели подземные спецтоннели. Какие-то объекты системы Д-6, надо полагать, засекречены и по сей день, но вряд ли они так грандиозны, как говорит молва.

Система Д-6 абсолютно автономна от «обычного» метрополитена и расположена гораздо глубже. Однако, существуют устойчивые слухи о неких «гейтах» (переходах) в метро-2. Прежде всего, это перегон, который можно видеть, если ехать от станции «Спортивной» к «Университету». Слева по курсу там есть ответвление. Считается, что это – оборотный тупик. Однако, тоннель, как утверждают, продолжается, проходит под Сокольнической линией и соединяется с линией Д-6. Диггеры, вроде бы, даже название этой линии знают – Внуковская.

Иногда встречается информация о том, что в метро-2 можно попасть и через тот самый заблокированный выход на станции «Арбатская».

Станции-призраки

Поскольку метро находится под землей, неизбежны истории о монстрах и призраках, блуждающих во мраке. Байки о крысах-мутантах даже комментировать смысла нет, но разговоры о призраках заслуживают внимания.

Говорят о том, что тоннели метрополитена прошли сквозь старинные кладбища и места массовых казней, и поэтому в подземке происходит много чего паранормального, и можно даже видеть станции-призраки с людьми-призраками. Например, в тоннеле между станциями «Щукинская» и «Тушинская». На самом деле, это станция «Спартак», которая долгое время по техническим причинам была законсервирована, и там работали люди, вполне живые, а совсем не призраки. Еще одна «призрачная» платформа мелькает за окном на перегоне между «Крылатским» и «Строгино». Там идет строительство станции «Троице-Лыково».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector