Rubber-way.ru

Рубер Вэй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рекомендации по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями

Рекомендации по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями

1. Разработаны Институтом общественных зданий (ИОЗ) Минстроя РФ (док. арх. Степанов В.И. — руководитель; канд. арх. Бурмистрова С.А., канд. арх. Степанов А.В., арх. Безсонова Г.А.).

2. Согласованы Московским Комитетом образования, Москомархитектурой, Мосгосэкспертизой.

3. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

4. Утверждены Указанием Москомархитектуры от 01.07.1997 г. № 24

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Программой по разработке Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утвержденной Постановлением Правительства г. Москвы от 01.11.94 г. № 992.

Рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование реконструкции и модернизации существующего фонда зданий общеобразовательных школ.

Рекомендации представляют собой Методическое пособие, позволяющее оценить любой проект или школьное здание с точки зрения его возможностей для организации перспективных методов обучения.

Настоящие Рекомендации содержат материалы необходимые для:

• приведения состава и площади помещений существующих зданий массовых типов школ в соответствие с новыми педагогическими требованиями, закрепленными в МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения» (1996 г.);

• оценки возможностей приспособления их под перспективные виды учебных учреждений в соответствии с новой номенклатурой, составом и площадями помещений, согласованными Департаментом образования г. Москвы (письмо от 31.07.96 г. № 2.734.8.16).

Рекомендации подготовлены на примере 6 типовых проектов школ, получивших наиболее массовое применение в строительстве г. Москвы в период с 1960 по 1990-е гг. Вместе с тем, предложенная методика, может быть также использована для усовершенствования школьных зданий, построенных по индивидуальным и повторно применяемым проектам прошлых лет.

Основные положения методики сводятся к:

• установлению целевых типов общеобразовательных учреждений, включая состав и площади их помещений;

• оценке существующих зданий по качественной характеристике классов — кабинетов, по составу и площадям помещений относительно целевых программ;

• разработке предложений по направлениям приспособления устаревших зданий школ к новым педагогическим условиям.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

2.1. В целях решения важнейшей государственной задачи по подготовке высокоразвитой и высокообразованной личности в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) были установлены следующие социально-педагогические аспекты, влияющие на дальнейшее развитие учебно-материальной базы современной школы:

• снижена наполняемость учебного класса с 40 — 30 до 25 учащихся;

• обучение в школе ориентировано на индивидуальное развитие каждой личности, а не на среднего ученика, как это было ранее;

• введено дифференцированное обучение по направлениям в старшем звене школы, что предопределяет 3 ступени обучения вместо единой общеобразовательной школы;

• предусмотрены новые активные формы обучения в школе — групповые и индивидуальные;

• предложена полная компьютеризация учебного процесса.

Указанные положения Закона влекут за собой пересмотр материальной среды школы, как по принципам организации сети и типов зданий, так и по организационной и функциональной структуре учебного здания. Это получило отражение в новых Московских городских строительных нормах (МГСН 4.06-96), введенных в действие с мая 1996 г. и, в общем виде, может быть сведено к следующим позициям:

• вместо единой общеобразовательной школы установлена система общеобразовательных учреждений для различных градостроительных уровней, включающая широкую номенклатуру видов и типов учебных зданий (общеобразовательные школы, школы с профильным обучением I, II и III ступеней, гимназии, лицеи);

Читайте так же:
Шероховатая поверхность лицевого кирпича

• предложена широкая палитра по составу и площадям основных функциональных групп помещений общеобразовательных учреждений с учетом общего и дифференцированного обучения старшего звена школы по различным направлениям профилизации;

• увеличены расчетные показатели площади: классов и учебных кабинетов (с 2 до 3 м 2 /уч.); библиотеки (с 60 до 200 м 2 ); мастерских с учетом изучения различных технологий (до 9 — 11,5 м 2 /уч.); рекреационных помещений (с 1 до 2 м 2 /уч.); учительских — с учетом организации для каждого преподавателя индивидуального рабочего места; спортзалов — до 1,4 м 2 /уч.; обеденного зала — до 1 м 2 /посадочное место; зрительного зала — из расчета одновременной посадки до 60 % учащихся;

• в обязательный перечень включены отсутствующие ранее помещения: практикумы по естественным наукам (по два помещения 50 м 2 на каждую дисциплину) и специализированные кабинеты для профильного обучения; мелкие помещения — для тихих игр, рабочие комнаты, комнаты индивидуальных занятий, ресурсные центры — по 10 — 12 м 2 на учебную классную группу и т.д.

В результате, удельный показатель нормируемой площади на одного учащегося увеличился, по сравнению с предыдущими нормами, в 1,5 — 5 раз, в зависимости от степени специализации обучения. Это обуславливает существенное отставание действующего фонда школьных зданий от новой нормативной базы и социально — педагогической ориентации общества.

2.2. В настоящее время в г. Москве насчитывается более 1300 школьных зданий, построенных по проектам прошлых лет в разные периоды становления системы образования. С одной стороны, они значительно отличаются друг от друга по нормативной базе, с другой, не соответствуют новым задачам народного образования.

В этой связи следует отметить, что вместимость, указанная в паспортах типовых проектов не соответствует фактической, вследствие уменьшения нормативной наполняемости классов современных школ до 25 и даже 20 уч. (в старших классах и классах с профильным обучением). Так, анализ одного из последних типовых проектов, действующих на сегодняшний день (У-92), показал, что его вместимость, согласно МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения» и с учетом перехода на новые методы обучения, будет не 844, а 256 уч. Это положение принципиальным образом меняет ситуацию как по сети, так и по оценке материально-технической базы действующих зданий и типовых проектов, обуславливает необходимость их корректировки.

Для оценки возможностей приспособления существующих школьных зданий к новым условиям и преобразования их в перспективные типы и виды учебных заведений потребовалось решить ряд логических задач, поставленных в настоящей работе в следующей последовательности:

(1.) — разработать целевую программу, включающую номенклатуру видов и типов наиболее массовых общеобразовательных учреждений, составы в площади помещений к ним;

(2.) — оценить педагогические возможности классов и кабинетов в типовых проектах, установить их реальную наполняемость;

(3.) — определить дефицит помещений в типовых проектах по отношению к новым целевым программам для приспособления их к новым педагогическим условиям.

Проектирование инженерных систем и оборудования реконструируемого фонда школьных зданий следует осуществлять в соответствии с требованиями МГСН 4.06-96 и других нормативных документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.

3. ЦЕЛЕВАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВИДОВ И ТИПОВ ЗДАНИЙ, ПРИМЕРНЫЕ СОСТАВЫ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ К НИМ.

3.1. В соответствии с МГСН 4.06-96 к настоящей работе были разработаны примерные составы и площади помещений по следующим видам и типам зданий общеобразовательных учреждений (табл. 3.1.).

Первая группа охватывает рекомендуемые для массового строительства общеобразовательные школы традиционного типа I — II и I — III ступеней обучения, с минимально допустимым составом помещений и учетом размещения их в жилых микрорайонах.

Читайте так же:
Что будет если проглотить кирпич

Вторая группа включает общеобразовательные школы с профильным обучением I — III и II — III ступеней, являющиеся новыми в системе общего образования в плане решения задачи дифференцированного обучения учащихся старших классов, начиная с 8-го. Первые из них рассчитаны на размещение в жилых микрорайонах, вторые — в качестве «кустовых» для обслуживания сети основных школ группы микрорайонов.

Третья группа включает специализированные учебные учреждения — гимназии и лицеи, дающие, как правило, общее образование с соответствующим уклоном, и размещаемые за пределами микрорайонов и жилых районов.

Полный развернутый состав и площади помещений по указанным видам и типам зданий приведен в приложении № 1 (согласованы Департаментом образования г. Москвы, письмо № 2.734.816. от 31.07.96 г.).

3.2. Уровень нормативных требований по целевым типам УЗ выражает удельный показатель нормируемой площади (на одного учащегося), представленный в таблице 3.2. В рекомендуемых зданиях он колеблется в значительных пределах: от 11 до 39 м 2 /уч. При этом, чем выше степень дифференциации обучения по направлениям, тем он выше, вследствие более расширенного состава помещений: в специализированных учебных заведениях III группы — гимназиях и лицеях он самый высокий (23 — 39 м 2 /уч.), в основной общеобразовательной школе (1 группа) — самый низкий (11 — 17 м 2 /уч.).

Примерная номенклатура видов и типов зданий общеобразовательных учреждений для строительства в г. Москве.

Виды зданий

Типы зданий: количество учащихся: количество параллельных классов

Школа типовой проект кирпич

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • November 2021
    123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930

Типовые проекты кирпичных и шлакоблочных домов,
выявленные мною при изучении застройки Вологды:

Государственные архитектурные мастерские.
Проект № 109 серии 225.
Начало 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

16-квартирный дом.
Архитектурно-проектная мастерская Миннефтепрома.
Проект № 12 серии 201. Архитекторы Маслих и Яфа.
Начало 1950-х гг.

12-квартирный дом.
Архитектурно-проектная мастерская Миннефтепрома.
Проект № 13 серии 201. Архитекторы Маслих и Яфа.
Начало 1950-х гг.


Общий вид

Вид сбоку

Вид сзади

Архитектурно-проектные мастерские Миннефтепрома.
Проект № 18 серии 201. Архитектор Систинцева.
Начало 1950-х гг.


Общий вид

Фасад

Центральная часть

Военпроект. Типовой проект № 121.
Вологодские инкарнации относятся к концу 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

Типовой проект ЭС-21.
Вологодские инкарнации относятся к концу 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

Типовой проект ЭС-22Д.
Вологодские инкарнации относятся к концу 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

Горьковская контора «Горпроект».
Типовой проект T-1. 1957 г.


Вид спереди

Вид сзади

Горьковская контора «Горпроект».
Типовой проект T-3. 1957 г.


Вид спереди

Вид сзади

Ленгипротранс. Типовой проект № 8271.
Вологодские инкарнации относятся к концу 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

Типовой проект № 8965.
Вологодские инкарнации относятся к концу 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

Типовой проект № 8966.
Вологодские инкарнации относятся к концу 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

Типовой проект № 1-447С-2.
Конец 1950-х гг.


Вид спереди

Вид сзади

Планировка территории школы

Планировка территории школы

план территории школы

Школьные годы – это время формирования у подрастающего поколения физических, духовных основ, прочных знаний, необходимых для выбора будущей профессии. В этом процессе принимают активное участие не только семья, учителя, воспитатели, но и архитекторы, создающие проекты и чертежи строящихся домов, в которых дети проводят немалую часть своей активной жизни. Поэтому проект школы должен разрабатываться с учётом решения благородных задач подготовки ребёнка к взрослой жизни.

Читайте так же:
Полусухое прессование кирпич оборудование

Планировка школы должна быть такой, чтобы дети, пребывая почти весь день на её территории, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. Школа – это наиболее массовый вид государственных учреждений. Поэтому школьные здания прошлых лет строились по типовым проектам и не отличались большим разнообразием.

Какими они должны быть? На этот вопрос нет единого ответа. Хотя общие нормы их строительства разработаны давно. В связи с появлением частных учебных заведений начали строиться школьные корпуса с различными архитектурными решениями, стоимость которых самая разнообразная.

Этапы строительства

План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.

проект школы

Готовый проект школы и прилегающей территории

  • выбор территории расположения;
  • разработка проекта;
  • определение его бюджета, который будет включать стоимость всех работ, материалов стройки;
  • установка срока строительства с распределением по годам;
  • подготовка архитектурно-конструкторской рабочей документации;
  • согласование, утверждение проекта соответствующими инстанциями;
  • план организации конкурса подрядчиков;
  • непосредственное строительство.

Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.

 школа интернат

Современный проект школы-интерната

План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.

Основные виды школьных комплексов

Прежде чем разрабатывать план строительных работ, определяют, каким должно быть будущее учебное заведение. Школьные комплексы классифицируются по назначению:

  • средние;
  • неполные средние;
  • начальные.

По направлению организации обучения:

  • музыкальные;
  • с глубоким изучением некоторых дисциплин;
  • с обучением на иностранных языках;
  • со спортивным уклоном и др.

Проект и план будущего учебного корпуса разрабатывается с учётом назначения, а также того или иного направления процесса обучения. Соответственным должно быть оборудование каждого класса и лабораторий: с высокими акустическими характеристиками, возможностью подключения сложной аппаратуры, кабинками для прослушивания аудиозаписей и т. п.

планировка школы

Типовая планировка школьного здания

Главным фактором, определяющим масштабы здания, является количество учеников. На основе этого показателя разрабатывается план и размеры школьного строения. В соответствии с типовым проектом предельное число учащихся для общеобразовательного учебного заведения – 1728, для интерната – 560.

Установлена наполняемость классов: от первого до восьмого класса – 40 мест, для старшеклассников – 36, а для вечерних школ – 20. Площадь помещения для учёбы рассчитывается просто – не менее 1,5 кв. м на каждого ученика.

Площадь школьного класса – не менее 50 кв. м. Высота от пола до потолка не должна быть меньше 3 м. Соблюдение этих норм обеспечивает комфортное обучение, но повышает стоимость строительных работ и дальнейшей эксплуатации здания. Однако эти показатели являются среднестатистическими.

территория школы

Проект и планировка территории школы

План их может отражать, но при его реализации цифры корректируются фактическими потребностями, обусловленными демографическими факторами.

По композиционному устройству школьные комплексы бывают:

  • централизованные;
  • павильонные;
  • блочные.

Централизованное решение: один учебный корпус относительно небольшой вместимости, к которому на этой же территории примыкают постройки со спортивным залом, учебными кабинетами, другими необходимыми помещениями. Преимущества такой школы: благодаря компактности высокая теплосберегаемость, короткие переходы, невысокая стоимость эксплуатации построенного учреждения.

планировка школы

Расположение учебных заведений на плане школы

Читайте так же:
Что такое облицовочный кирпич терекс

Такие комплексы в большей мере подходят для строительства на ограниченных участках, а также в северных районах, где немаловажным фактором является минимизация площади охлаждения.

План школы павильонного типа: весь учебный комплекс составляют корпуса, не имеющие прямой связи между собой. Их строят в сейсмических регионах, а также на территории с крутым наклоном рельефа местности. Положительные стороны такого архитектурного решения: изоляция от шума, запахов помещений соседнего здания, а также на случай оползней, землетрясений. Она же является отрицательным фактором, ухудшающим взаимосвязь помещений и высокую стоимость строительных работ за счёт удлинения коммуникаций.

Блочный комплекс

Самый распространённый тип школ – это блочный, состоящий из соединённых корпусов. Его следует рассмотреть подробнее. Поэтажный план такого здания должен включать:

  1. Три функциональных блока: два боковых учебных и один на всей пришкольной территории в качестве открытой зоны.
  2. Просторный вестибюль со свободным доступом в любую часть школьного здания. Он может быть централизованным или разделённым отдельно для каждой возрастной группы.
  3. Подъезд, обеспечивающий вход не только здоровых детей, но и инвалидов-колясочников. Для этого он оборудуется пандусом, пешеходными дорожками с небольшим уклоном и пониженными поручнями.
  4. Ограждение территории с удобными подходами со стороны больших микрорайонов города.
  5. Изоляцию от школьного двора парковочных участков как для машин своих сотрудников, так и для временной стоянки автомобилей родителей, подвозящих детей.

обустройство школьной территории

Проект обустройства школьной территории

Оба учебных блока планируются в три этажа. Но в городской застройке допускаются четырёхэтажные учебные здания. На верхнем ярусе недопустимо размещение классов для младших школьников. Увеличение этажности снижает стоимость затрат на коммуникации, прокладка которых может значительно сократиться. Это подтверждает практика строительства одноэтажных зданий для начальных школ.

Каждое здание размещается на территории так, чтобы дневное освещение было достаточно хорошим, а солнечный свет не отражался от классной доски, мешая восприятию написанной на ней информации.

Если солнце светит прямо в глаза ученикам, при оборудовании каждого класса надо предусмотреть наличие козырьков или регулируемых жалюзи. Но это не должно быть причиной размещения классов на северной стороне учебного корпуса. В одном корпусе находятся учебные комнаты с оборудованием, соответствующим возрасту учеников, учительская, медпункт, лаборатории, кабинеты, мастерские для производственного обучения.

школьная лаборатория

Обустройство и дизайн школьной лаборатории

Все помещения имеют свободный выход на открытую пришкольную зону. Наиболее распространённая планировка – продольные классные комнаты с односторонним дневным освещением. Реже они строятся квадратные и поперечные с окнами по обе стороны класса.

Во втором блоке размещают:

  • спортзал с раздевалкой, душем, туалетами для девочек и мальчиков;
  • столовую с баром для витаминных напитков;
  • библиотеку, читальный зал;
  • мастерские для уроков труда;
  • компьютерные классы;
  • актовый зал с эстрадой, костюмерной;
  • лыжную базу;
  • школьный медпункт.

В наши дни строятся четырёхблочные школьные комплексы, в которых четвёртый блок полностью предназначается для учащихся подготовительных и начальных классов, групп продлённого дня. Малыши имеют оборудованные специально для них учебные помещения, свои гардеробы, санузлы. Им необходимы спальни, кабинет логопеда.

Всё это в рамках этого же здания. Такой тип учебных заведений соответствует европейской психологической модели, проповедующей изоляцию возрастных групп, в отличие от американской теории, предлагающей их тесный контакт.

Спортзал планируется на первом этаже и имеет самостоятельный выход на спортплощадки, которые находятся на пришкольной территории. В некоторых отечественных школах и за рубежом идут эксперименты по обустройству гардеробов поэтажно или по классам. Строительство столовой также планируется на первом этаже здания или же в цоколе здания между корпусами. Обслуживание всего состава учащихся, как правило, не более четырёх посадок за смену. Котельная оборудуется в подвале, там же – подсобные помещения для хранения хозяйственного инвентаря.

Читайте так же:
Смета тер очистка кирпича

Пришкольный участок обеспечивает нормальную учебно-воспитательную и оздоровительную работу.

обустройство территории

Обустройство прилегающей школьной территории

План примыкающей к школе территории должен включать:

  • физкультурно-оздоровительный комплекс со стадионом, спортплощадками для игры в волейбол, баскетбол;
  • зоны для подвижных игр детей разного возраста;
  • площадку со скамейками для бесшумного отдыха;
  • хозяйственную зону;
  • по возможности наличие учебно-опытных участков.

Стоимость школьного корпуса без оборудования и мебели каждого класса составляет примерно 62–68% всех затрат на строительство комплекса. Снижение расходов зависит от качества планировочных решений и использования современных, сравнительно недорогих, но качественных строительных материалов. Компактность, многоэтажность построек влияет на их эксплуатационные характеристики.

Школа типовой проект кирпич

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Выпуск 249. Сборник типовых Сталинок.

Типовой проект № 1-105-1.

Итак набрел я на изумительный источник типовых проектов (ссылка в конце поста) сюда вынес образчики малоэтажных "сталинок" конца 40-х-начала 50-х.
И пусть некропатриоты хоть десяток раз перепечатают знаменитую статью из "Знания-Силы" про панельное домостроение —
именно такие дома собирались строить в СССР, а не панельные хоромы по образцу ул. Куусинена.
Ибо именно типовое строительство определяет.Так вот после постановления 55 года вектор развития сменился кардинально.

ГипроГражданПромСтрой
при Министерстве городского и сельского строительства УССР.
Типовая серия кирпичных жилых домов 1-161.

Типовая серия шлакобетонных жилых домов 1-162.

Типовая серия саманных и глинобетонных жилых домов 1-163.

Типовая серия каркасно-камышитовых жилых домов 1-164.

Проекты утверждены 5 мая 1954 г.
Госкомитетом Совета министров УССР
по делам строительства и архитектуры.

ГипроГражданПромСтрой
при Министерстве городского и сельского строительства УССР.

Типовая серия кирпичных жилых домов 1-215.
Типовая серия шлакобетонных жилых домов 1-216.
(аналогична по планировке и фасадам)

1-215-1 — 2-эт. 16-кв. дом
1-215-1п — 2-эт. 16-кв. дом с печным отплением
1-215-2 — 3-эт. 24-кв. дом

Утверждена 28 июня 1957 г.
Госкомитетом Совета министров УССР
по делам строительства и архитектуры.

Государственный институт типового проектирования
и технических исследований (ГИПРОТИС).

Типовая серия шлакоблочных жилых домов 1-235.

Проекты утверждены 9 октября 1954 г.
Министерством строительства предпритий
металлургической и химической промышленности СССР.

Типовая серия шлакоблочных жилых домов и общежитий 1-236.

Военпроект.
Типовой проект 1-242-108.

Общежитие на 21 комнату.

Разработан в 1947 г. Пересмотрен ГИПРОГОРом.
Утверждён 11 ноября 1950 г.

Архитекторы К.А. Фомин, Н.С. Страхов.
Инженеры В.А. Белокуров, Г.Л. Бухарев.

Государственный институт проектирования городов (ГИПРОГОР).

Типовая серия жилых домов и общежитий 1-251.

Проекты утверждены 19 июля 1954 г.
Государственным комитетом по делам строительства
при Совете министров СССР.

Мосгипроуглестрой при Министерстве угольной промышленности СССР.

Типовая серия 1-253.

Архитекторы П.С. Волчок, Н.В. Петунина, А.С. Розентул.

Проекты утверждены 23 декабря 1953 г.

Мособлпроект.
Архитектурно-проектная мастерская им. академика В.А. Веснина.

Типовая серия жилых домов 1-254.

Проекты введены в действие 21 февраля 1955 г.
Государственным комитетом Совета министров СССР по делам строительства.

Типовой проект 1-267-1.

Утверждён Госкомитетом Совета министров УССР
по делам строительства и архитектуры
20 июня 1957 г.

Типовой проект 1-268-1.

Латпроект Управления по делам архитектуры
при Совете министров Латвийской ССР.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector