Rubber-way.ru

Рубер Вэй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое аутодафе? Определение и значение слова

Что такое аутодафе? Определение и значение слова

Что такое аутодафе? Первое, что возникает перед мысленным взором при произнесении этого слова, – костер инквизиции. Однако на самом деле во время церковной церемонии костры не зажигали. А также инквизиторы никого не осуждали на смерть. Приговоры выносили и приводили в исполнение исключительно светские органы. О том, что это значит – аутодафе, будет рассказано в статье.

Слово в словаре

Что такое аутодафе? Определение этой лексемы в словаре дается в нескольких вариантах.

  • Во-первых, это церемония, во время которой происходило оглашение приговора, вынесенного инквизицией. Самым тяжелым из них являлось отлучение от церкви, за которым следовала передача виновного лица светским властям.
  • Во-вторых, в переносном смысле – это уничтожение чего-нибудь путем сожжения.
  • В-третьих, это слово употребляется в разговоре в ироничном ключе, обозначая публичное наказание какой-нибудь персоны.
  • В-четвертых, еще одно значение «аутодафе», которое говорит о приведении в исполнение приговора инквизиции в виде сожжения на костре. Как уже указывалось выше, это определение не совсем точное. Так как сожжение на костре хотя и было завершением аутодафе, непосредственно относилось к исполнению приговора светскими органами. Эта жестокая казнь назначалась за отречение от веры и упорство в ереси, что в соответствии с законодательством того времени приравнивалось к государственной измене. А она была самым тяжким преступлением.

Происхождение и синонимы

Разобраться в том, что такое аутодафе, поможет знакомство с этимологией термина и словами, близкими ему по смыслу.

Изучаемая лексема уходит своими корнями в португальский и испанский языки. В первом из них есть словосочетание auto da fé, а во втором – очень похожее на него auto de fe. Из одного из этих языков «аутодафе» и попало в русский язык. Оба словосочетания берут начало в латинском языке, где имеется выражение actus fidei. Буквально оно обозначает «акт веры».

Среди синонимов имеются такие, как:

  • экзекуция;
  • оглашение;
  • сожжение;
  • исполнение;
  • церемония;
  • провозглашение.

Для лучшего понимания, что такое аутодафе, следует обратиться к историческим фактам, касающимся этой церемонии.

История

Аутодафе появляется с введением в 13-м веке самой инквизиции, а широкое распространение получает в конце 15-го. Со временем оно приобрело характер ритуального массового театрализованного действа. Под ним подразумевалось любое торжество, которое устраивала инквизиция для объявления приговора еретикам.

В Испании первое аутодафе было проведено в 1481 году в Севилье. По его окончании было сожжено шесть человек. Впоследствии такие казни стали массовыми. Проведение этой церемонии поддерживалось Торквемадой, великим инквизитором Испании. По некоторым сведениям, в период 1483-1498 годов было сожжено более восьми тысяч человек.

Действие инквизиции распространялось также и на испанские колонии в Америке. Практика аутодафе существовала вплоть до конца 18-го века, после чего пошла на спад. В Португалии она не имела столь впечатляющих масштабов. Церемонии проводились в Перу, Мексике, Бразилии, в колониях Португалии на Гоа и в Индии.

Отмена инквизиции была провозглашена в 1808 году королем Испании Жозефом Бонапартом. Однако в 1814-м ее восстановил Фердинанд VII. В 1820-м ее отменила конституция кортесов и вновь ввела реставрация. Окончательное упразднение произошло в 1834 году. Последнее аутодафе состоялось в Валенсии в 1826 году.

Как выглядела церемония?

Ее проводили на главной городской площади, куда стекалось огромное количество народа. Обязательным было присутствие как духовной, так и светской знати. Иногда действо посещал сам король вместе с семьей, аристократы, городские магистраты, главы корпораций.

Читайте так же:
Millenaire как продать кирпичи

Осужденные шли торжественной процессией, держа в руках свечи. Они были без обуви, на них была надета «позорная» одежда. Для аутодафе выбирали особый день, в который зачитывали целый ряд приговоров.

В начале произносилась проповедь в форме католической мессы, читалась молитва. После этого присутствующие давали клятву повиновения и помощи инквизиции. Затем происходило оглашение приговоров. Первыми зачитывались наиболее легкие.

За ними следовали те, в которых предусматривалось более-менее тяжелые наказания для преступников и еретиков, которые раскаялись. В завершение обнародования приговоров говорилось о передаче нераскаявшихся в руки светских властей, которые, как правило, принимали решение о сожжении на костре.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «АУТОДАФЕ»

1) Транскрипция слова «аутодаф е́ »: [ъутъдʌф э́ ].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
а[ъ]гласн., безударный ; ↓;
у[у]гласн., безударный ; ниже см. § 61.
т[т]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о[ъ]гласн., безударный ; ниже см. §§ 41, 42.
д[д]согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а[ʌ]гласн., безударный ; ниже см. § 32.
ф[ф]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
е[ э́ ]гласн., ударный; см. Аванесов Р.И. (1)

8 букв, 8 звуков

2) Транскрипция слова «аутодаф е́ »: [ъутодʌф э́ ].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
а[ъ]гласн., безударный ; ↓;
у[у]гласн., безударный ; ниже см. § 61.
т[т]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о[о]гласн., безударный; см. Аванесов Р.И. (2).
д[д]согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а[ʌ]гласн., безударный ; ниже см. § 32.
ф[ф]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
е[ э́ ]гласн., ударный; см. Аванесов Р.И. (1)

8 букв, 8 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сад ы́ , дар ы́ , мал а́ , паш у́ , стар и́ к, трав а́ ; шал у́ н, шал а́ ш, жар и́ , жарк о́ е, цар и́ зм, цар а́ пать; б) вод а́ (произносится [вад а́ ]), ног а́ (произносится [наг а́ ]), гроз а́ (произносится [граз а́ ]), пол я́ (произносится [пал ❜ а́ ]), мор я́ (произносится [мар ❜ а́ ]), стол ы́ (произносится [стал ы́ ]), плод ы́ (произносится [плад ы́ ]), прош у́ (произносится [праш у́ ]), пошёл (произносится [паш о́ л]), шофёр (произносится [шаф ❜ о́ р), жонглёр (произносится [жангл ❜ о́ р]); 2) в начале слова: а) апт е́ ка, арм я́ к, арш и́ н, акк о́ рд, амб а́ р; б) окн о́ (произносится [акн о́ ]), од и́ н (произносится [ад и́ н]), ог у́ рчик (произносится [аг у́ рчик]), ос и́ ны (произносится [ас и́ ны]), од е́ ть (произносится [ад е́ т ❜ ]).

Читайте так же:
Технология монолитного строительства с кирпичом

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

§ 41. Во 2-м и других предударных слогах (кроме 1-го) после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный, близкий к [ы]. точнее, средний между [ы] и [а], более краткий, чем гласные в других положениях, и потому называемый редуцированным. Ниже при указаниях на произношение он обозначается знаком [ъ]. Этот гласный на письме обозначается буквами а и о, а после твердых шипящих и ц — также буквой е.

§ 42. На месте букв а и о после твердых согласных, а после твердых шипящих и ц также на месте е, произносится гласный [ъ]: а) машин и́ ст (произносится [мъшын и́ ст]), паров о́ з (произносится [пърав о́ с]), малов а́ т (произносится [мълав а́ т]). разнов е́ сы (произносится [ръзнав е́ сы]), накур и́ ть (произносится [нъкур и́ т ❜ ]), залуч и́ ть (произносится [зълуч и́ т ❜ ]), самов а́ р (произносится [съмав а́ р]), шаловл и́ в (произносится [шълавл и́ ф]), жалюз и́ (произносится [жъл ❜ уз и́ ]), царедв о́ рцы (произносится [църи е дв о́ рцы]); б) молод о́ й (произносится [мълад о́ й]), полев о́ д (произносится [пъли е в о́ т]), богатыр и́ (произносится [бъгътыр и́ ]), роман и́ ст (произносится [ръман и́ ст]), дорогов а́ т (произносится [дъръгав а́ т]). толокн о́ (произносится [тълакн о́ ], собаков о́ д (произносится [събъкав о́ т]), голов а́ (произносится [гълав а́ ]), хорош о́ (произносится [хъраш о́ ]), костян о́ й (произносится [къс ❜ ти е н о́ й]), шокол а́ д (произносится [шъкал а́ т]), шовин и́ зм (произносится [шъвин и́ зм]); в) желоб о́ к, желуд е́ й, желтов а́ тый, жестян о́ й, жеребёнок (произносится [жъ]), шерохов а́ тый, шелохн у́ ться, шептун ы́ , шелест и́ т, шевел и́ ть (произносится [шъ]), цехов о́ й (произносится [цъ]).

Читайте так же:
Поворот под кирпич наказание

Примечание. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте буквы о в предударных слогах может произноситься гласный [о], например: болер о́ , бонвив а́ н (может произноситься [бо]). На месте а в том же положении иногда произносится [а], например, парвен ю́ , пармез а́ н (произносится [па]). Подобные слова снабжены в словаре указаниями на произношение.

§ 61. На месте сочетаний оу и ау в предударных слогах произносятся гласные [ъу]: науг а́ д, паук а́ , по угл а́ м, по угов о́ ру, поубир а́ ли, наукообр а́ зный (произносится [нъуг а́ т], [пъук а́ ], [п ❜ -угл а́ м], [пъ-угав о́ ру], [пъубир а́ ли], [нъукаабр а́ зный]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Аутодафе

Значение слова Аутодафе по Ефремовой:
Аутодафе — Оглашение и приведение приговора инквизиции в исполнение: обычно публичное сожжение еретиков и еретических книг на кострах (в средние века).

Значение слова Аутодафе по Ожегову:
Аутодафе — Публичное сожжение еретиков, еретических сочинений по приговорам инквизиции

Аутодафе в Энциклопедическом словаре:
Аутодафе — (исп. и португ. auto de fe — букв. — акт веры), торжественноеоглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а также самоисполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое аутодафеотносится к 13 в., последнее состоялось в 1826 в Валенсии.

Значение слова Аутодафе по словарю Ушакова:
АУТОДАФЕ
и автодафе, нескл., ср. (португальск. auto da fe — дело веры). В средневековой Испании — публичное, торжественное Сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. || Сожжение чего-н. (книжн. шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе.

Значение слова Аутодафе по словарю Даля:
Аутодафе
ср. несклон. испанск. (в переводе: подвиг веры) казнь за преступление против веры, казнь еретика; обычно разумеют костер, сожжение.

Значение слова Аутодафе по словарю Брокгауза и Ефрона:
Аутодафе (исп. Auto de F é; пopт. Auto da F é; лат. actus fidei) — так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом, очень часто также в день Всех святых. На рассвете раздавался глухой удар большего соборного колокола, означавший начало ужасного зрелища, и народ толпами собирался на место, думая совершить доброе дело уже одним только созерцанием казни. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при подобных процессиях. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимия. За ними шли отделенные большим крестом, носимым перед ними, осужденные на смерть, босые, в санбенито, т. е. одеждах с изображением чертей и адского огня, в остроконечных шапках на голове. Затем несли изображения скрывшихся и наконец, кости умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы картины адского пламени и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкал шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. По прочтении им приговора, служитель инквизиции ударял каждого из осужденных рукой в грудь в знак того, что инквизиция передает их светскому суду. Тогда осужденных принимал гражданский чиновник, который приказывал связать их и заключить в темницу. Несколько часов спустя их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живьем, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Король со всем своим двором обыкновенно присутствовал на этих процессиях. Самое блестящее аутодафе было в Мадриде в 1680, при Карле II; впоследствии число аутодафе стало уменьшаться, заменившись казнью в стенах инквизиции; последние аутодафе происходили в конце XVIII столетия. Однако еще в 1826 г. был казнен в Валенсии школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причем были соблюдены обрядовые стороны аутодафе. В одной Испании с 1481—1808 гг. было сожжено 34658 человек. Ср. Льоренте, "Kritische Geschichte der span. Inquisition" (нем. перев. Гека, 4 т., Гмюнден, 1820—22). См. Инквизиция.

Читайте так же:
Российский полнотелый клинкерный кирпич

Определение слова «Аутодафе» по БСЭ:
Аутодафе — ауто де фе (исп. и португ. auto de fe — акт веры), буквально — торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии и их колониях; в общераспространённом употреблении — и само приведение приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. А. появилось с началом инквизиции (13 в.), распространение получило с конца 15 в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Устраивались А. на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей. Осуждённых выводили в
«позорной» одежде, босыми. Последнее А. состоялось в 1826 в Валенсии. В Испании в 1481-1808 было сожжено около 35 тыс. чел.
Лит. см. при ст. Инквизиция.
Аутодафе. Гравюра неизвестного художника. Нац. библиотека. Париж.

Аутодафе

Аутодафе́ (ауто-да-фе, аут-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé , исп.  auto de fe , лат.  actus fidei , букв. — «акт веры») — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осуждённых еретиков, чтение и исполнение их приговоров, в том числе сожжение на костре.

Содержание

История

Считается, что аутодафе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века, приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако ещё в 296 году был издан эдикт императоров Диоклетиана и Максимина о необходимости сожжения манихеев. В 1022 году несколько еретиков были сожжены во Франции, включая бывшего духовника королевы Констанции Этьена. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде» сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» — общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века, первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в 1481 году. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века, и просуществовала до конца XVIII века, когда аутодафе стали реже.

В Португалии, где инквизиция была учреждена в 1536 году, она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале, во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу.

Читайте так же:
Производство кирпича во владивостоке

Они также проводились в португальских колониях — в Гоа, Индия после установления там инквизиции в период 1562—1563 годов.

В 1808 году инквизиция была отменена королём Жозефом Бонапартом. Фердинанд VII в 1814 году восстановил её, конституция кортесов 1820 года вновь её отменила, а реставрация снова ввела; окончательно упразднена в 1834 году.

Последнее ауто-да-фе состоялось в 1826 году в Валенсии через повешение (сожжения не было).

По Льоренте в 1481—1808 годах в Испании сожжено живыми 31 912 человек, а 29 145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6).

Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке — в срубе [1] , смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи. Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так, в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что князь Иван Андреевич Можайский сжег за «волшество» (то есть волхование, волшебство) мать боярина Григория Андреевича Мамоны. Тем не менее в российской истории такие случаи крайне редки.

Исполнение

Аутодафе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии, городских магистратов, корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу.

Произносилась проповедь (католическая месса) [ источник не указан 3093 дня ] , молитва, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94).

Употребление слова

В общераспространённом употреблении аутодафе — это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом, публичное сожжение осуждённых на костре, хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии аутодафе, а относилась уже к юрисдикции светской власти. Такой перенос значения может быть обусловлен тем обстоятельством, что общественность не воспринимала этого различия, во-первых, в условиях слияния церковной и светской власти и, во-вторых, в условиях единства места, времени и состава участников этих событий: два события воспринимались как одно, и название метонимично закрепилось за его «главной частью». Аутодафе следует отличать от костра тщеславия, на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

Примечания

  1. ↑ например, так сожжён Аввакум Петров

Литература

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector